ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.

Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.

Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
  • К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
  • Г – комплект, необходимый для практической работы в группах,  насчитывающих по несколько учащихся.

Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.

 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечание
Основная школа Старшая школа
Базов уров. Проф уров
1 2 3 4 5 6
 

1.

 

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

           
1.1. Стандарт основного общего образования по физической культуре Д     Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2 Стандарт среднего  (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)   Д  
1.3 Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)     Д
1.4 Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре Д    
1.5 Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)   Д  
1.6 Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)     Д
1.7 Авторские рабочие программы по физической культуре Д Д Д
1.8 Учебник по физической культуре К К К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации
1.9 Дидактические материалы по основам Г Г Г Комплекты разноуровневых
1 2 3 4 5 6
  разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»       тематических заданий,

дидактических карточек.

1.10 Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению Д Д Д В составе библиотечного фонда
1. 11 Методические издания по физической культуре для учителей Д Д   Методические пособия и рекомендации

Ж. «Физическая культура в школе»

2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1 Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности Д      
2.2 Плакаты методические Д Д Д Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям
2.3 Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения Д      
3.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

3.1 Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» Д Д Д  
3.2 Аудиозаписи Д Д Д Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям;

проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

 

 

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
4.1 Телевизор с универсальной подставкой Д     Телевизор не менее 72 см по диагонали
4.2 Видеомагнитофон с комплектом видеокассет

 

Д      
1 2 3 4 5 6
4.3 Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок Д     Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей
4.4. Радиомикрофон (петличный) Д      
4.5. Мегафон        
4.6 Мультимедийный компьтер Д     Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
4.7 Сканер Д      
4.8. Принтер лазерный Д      
4.9. Копировальный аппарат Д     Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.10 Цифровая видеокамера Д     Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.11 Цифровая фотокамера Д    
4.12 Мультимедиапроектор Д      
4.13 Экран (на штативе или навесной) Д     Минимальные размеры 1,25х1,25
5.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

Гимнастика

       
5.1. Стенка гимнастическая Г Г Г  
5.2 Бревно гимнастическое напольное Г      
5.3 Бревно гимнастическое высокое Г Г Г  
5.4. Козел гимнастический Г Г Г  
5.5. Конь гимнастический     Г  
5.6 Перекладина Г Г Г  
1 2 3 4 5 6
  гимнастическая        
5.7. Брусья гимнастические, разновысокие Г Г Г  
5.7 Брусья гимнастические, параллельные Г Г Г  
5.8. Кольца гимнастические, с механизмом крепления   Г Г  
5.9 Канат для лазания, с механизмом крепления Г Г Г  
5.10 Мост гимнастический подкидной Г Г Г  
5.11 Скамейка гимнастическая жесткая Г Г Г  
5.12 Скамейка гимнастическая мягкая Г Г Г  
5.13 Комплект навесного оборудования Г Г Г В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания
5.14 Контейнер с набором т/а гантелей Г      
5.15 Скамья атлетическая, вертикальная   Г Г  
5.16 Скамья атлетическая, наклонная   Г Г  
5.17 Стойка для штанги   Д Д  
5.18 Штанги тренировочные   Г Г  
5.19 Гантели наборные   Г Г  
5.20 Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина Г Г Г  
5.21 Коврик гимнастический К К К  
5.22 Станок хореографический Г Г Г  
5.23 Акробатическая дорожка Г Г Г  
5.24 Покрытие для борцовского ковра   Д Д  
5.25 Маты борцовские   Г Г  
5.26 Маты гимнастические        
5.27 Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг) Г Г Г  
5.28 Мяч малый (теннисный) К К К  
5.29 Скакалка гимнастическая К К К  
5.30 Мяч малый (мягкий) К К К  
5.31 Палка гимнастическая К К К  
5.32 Обруч гимнастический К К К  
5.33 Коврики массажные Г Г    
5.34 Секундомер настенный с защитной сеткой

 

Д      
1 2 3 4 5 6
5.35 Пылесос Д Д Д Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря
5.36 Сетка для переноса малых мячей Д

 

Д Д  
 

Легкая атлетика

       
5.37 Планка для прыжков в высоту Д Д    
5.38 Стойки для прыжков в высоту Д Д    
5.39 Барьеры л/а тренировочные   Г Г  
5.40 Флажки разметочные на опоре Г      
5.41 Лента финишная Д      
5.2 Дорожка разметочная для прыжков в длину с места Г      
5.43 Рулетка измерительная (10м; 50м) Д      
5.44 Номера нагрудные Г Г Г  
 

Спортивные игры

       
5.45

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Д      
5.46

Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

Г      
5.47

Мячи баскетбольные

Г Г Г  
5.48

Сетка для переноса и хранения мячей

Д Д Д  
5.49

Жилетки игровые с номерами

Г Г Г  
5.50

Стойки волейбольные универсальные

Д      
5.51

Сетка волейбольная

Д      
5.52

Мячи волейбольные

Г Г Г  
5.53

Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей

Д Д Д  
5.54

Табло перекидное

Д      
5.55

Жилетки  игровые с номерами

Г Г Г  
5.56

Ворота для мини-футбола

Д      
5.57

Сетка для ворот мини-футбола

Д      
5.58

Мячи футбольные

Г Г Г  
5.59

Номера нагрудные

Г Г Г  
5.60

Компрессор для накачивания мячей

Д      
1

2

3 4 5 6
 

Туризм

       
5.61

Палатки туристские (двух местные)

Г      
5.62

Рюкзаки туристские

Г      
5.63

Комплект туристский бивуачный

Д      
 

Измерительные приборы

5.64

Пульсометр

Г Г    
5.65

Шагомер электронный

Г Г    
5.66

Комплект динамометров ручных

Д      
5.67

Динамометр становой

Д      
5.68

Ступенька универсальная (для степ-теста)

Г      
5.69

Тонометр автоматический

Д      
5.70

Весы медицинские с ростомером

Д Д    
 

Средства до врачебной помощи

       
5.71

Аптечка медицинская

Д Д    
 

Дополнительный инвентарь

       
5.80

Доска аудиторная с магнитной поверхностью

 

Д     Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу
6.

СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

6.1

Спортивный зал игровой

      С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
6.2

Спортивный зал гимнастический

      С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
6.3

Зоны рекреации

      Для проведения динамических пауз (перемен)

 

1

2

3 4 5 6
6.4

Кабинет учителя

      Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
6.5

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

      Включает в себя: стеллажи, контейнеры
7.

ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)

7.1

Легкоатлетическая дорожка

Д      
7.2

Сектор для прыжков в длину

Д      
7.3

Сектор для прыжков в высоту

Д      
7.4

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

Д      
7.5

Площадка игровая баскетбольная

Д      
7.6

Площадка игровая волейбольная

Д      
7.7

Гимнастический городок

Д Д    
7.8

Полоса препятствий

Д Д    
7.9

Лыжная трасса

Д     Включающая, небольшие отлогие склоны
7.10

Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе

Д  
Реклама
%d такие блоггеры, как: